Мы работаем:

пн-пт: с 9:00 до 21:00

сб-вс: с 10:00 до 17:00

График работы в праздничные дни


+7 (495600-00-01
+7 (495) 600-00-50

Для связи: fs21-shop@mail.ru
для замечаний и предложений: письмо Директору

Икона Святому Василию

Празднование 1/14 января

Икона Святому Василию Более чем за шестьсот лет до распространения христианства на Руси жил святитель Церкви святой Василий Великий. Он родился в 330 г. от Рождества Христова в каппадокийском городе Кесари, в царствование императора Константина Великого. Его родители были столь благочестивы, что сумели заботливо воспитать всех своих многочисленных детей образцовыми христианами, а четверо даже были причислены Церковью к лику святых.

В детстве святой Василий не отличался крепким здоровьем, и родители отдали его на воспитание бабушке по отцу Макрине, которая жила в селении, дабы ребенок окреп на свежем деревенском воздухе. Ухаживая за внуком, благочестивая Макрина старалась не только укрепить его телесные силы, но главным образом заботилась о воспитании души.

В возрасте семи лет возвратившись к родителям, Василий знал, в чем состоит учение Православной церкви, и продолжал воспитываться точно так же – в страхе Божьем и любви к Богу. По мере того как ребенок подрастал, у него обнаруживались замечательные умственные способности, и отец предоставил средства для дальнейшего научного образования. Сначала мальчик поступил в училище в Кесари и так полюбил науку и прилежно занимался ими, что скоро сравнялся с лучшими из своих учителей. Вместе с тем он заслужил общее уважение за свою благочестивую, отрешенную от всякой суеты жизнь и обратил на себя внимание самого епископа Кесарийского – Диания. Здесь Василий познакомился и сблизился с другим будущим светилом Церкви – Григорием Назианзином, с которым и сохранил неразрывную дружбу до конца своей жизни.

Из Кесари юноша отправился продолжать свое образование в Константинополь, где были собраны лучшие наставники в риторике и философии, и оказался в самой гуще различных религиозных верований, в том числе языческих и еретических. Василий не подчинился никакому влиянию, поскольку обладал твердыми понятиями о добре и истине.

Получив образование в Константинополе и жаждая новых познаний, св. Василий отправился в древний греческий город Афины, центр наук того времени. Здесь, к своей радости, он встретился с приятелем Григорием, который, приехав сюда раньше, успел рассказать о Василии много хорошего, так что тот был встречен с полным уважением.

Афины в то время были столицей язычества. Наставниками юноши, при всей их учености, были люди не всегда высоконравственные, духовно богатые; в товарищах Василий видел соперничество и зависть; весьма непросто было противостоять всяческим соблазном. Все это зародило печаль в душе юноши, и он уж было порывался, не закончив обучения, бросить Афины, «это обманчивое блаженство»; и только дружба с Григорием поддержала его, восполнила все душевные лишения и утвердила на пути к общей их цели – жизни для Бога.

Наконец наступило время покинуть училище, и Василий возвратился на родину. Отца он не застал в живых, а мать его и сестра жили в монастыре, основанном ими на земле, принадлежавшей прежде бабушке Макрине. Василий также мечтал пожить в уединении, но его имя уже обрело известность, и он получил приглашение на адвокатскую должность в Неокесарию. Уступив желанию многих, он принял предложение и, став адвокатом и учителем риторики, достиг блистательных успехов. Это встревожило его сестру, которая беспокоилась, как бы гордость не вселилась в сердце брата. Но Василий успокоил ее, доказав, что его не только не радует, но даже тяготит человеческая похвала и всякая суета мирской жизни. Он удалился от общества и углубился в изучение Священного Писания. Жизнь в полном уединении хотя и привлекала его, но, наблюдая за пустынниками, проводившими время в одиночестве, он пришел к выводу, что общение все же полезнее, тем более общение с единомышленниками, Божьими людьми.

И вот постепенно в душе Василия укрепилась мысль устроить свой монастырь, но прежде он решил посетить великих подвижников, в Египте и Палестине. «И увидевши их, дивился я воздержанию их в пище, терпению в трудах, неослабности в молитвах… живя как бы в чужой плоти, самым делом показывали они, что значит «быть здесь пришельцами» и что значит «иметь житие на небесах»… Пожелал я тогда, видя их жизнь, сделаться подражателем их, насколько мне это было возможно». Но как ни влекло Василия пожить среди этих мудрецов, он возвратился на родину, чтобы бороться с опасной ересью Ария и защищать Евангельское вероучение. На обратном пути Василий побывал в Афинах и повидался со своим бывшим учителем Еввулом. Он встретил его беседующим о мудрости и вмешался в ученый спор. Удивленные его рассуждениями язычники спрашивали друг друга, кто этот человек. «Или Бог, или Василий!» - ответил им Еввул и, отпустив ученых мужей, осталсянаедине с учеником. Три дня он провел в беседах, забыв все прочее и даже пищу. Разговор с Василием так подействовал на душу Еввула, что он из язычника сделался христианином. Вернувшись на родину, Василий решил остаться в Понте и заняться устройством монастыря. Для этого он избрал уединенное место на реке Ирис, на противоположном берегу которой жили его мать Емилия и сестра Макрина. Но Василию недолго довелось жить в уединении – к нему стали приходить отшельники, жившие поблизости, и многие из них остались в обители навсегда. Таким образом и устроился общежительный монастырь, и уже под его влиянием стали основываться и другие монастыри – мужские и женские. Для них Василий составил правила и поучения, которые использовались в позднейшие времена.

Молитвенная традиция

Перед иконой Василия Великого молятся о помощи в трудах.

Молитва

О святителю великий Василий Великий! Ты многая и различная дарования от Господа приял вей, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим – ума просветигель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления правого образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Наверх